Курсы ораторского искусства и риторики

Проведение тренингов по ораторскому мастерству

Начало курсов Ораторского искусства

с 21 ноября 2017 года

Первое занятие 0 рублей

Стоимость занятий: 10 000 руб.

Статьи

12 книг риторических наставлений (продолжение)
[03.10.2017]

Изучая риторику человек не должен зацикливаться только на одной из сторон этого великого искусства.

Во-первых, всё взаимосвязано. Можно и нужно одновременно изучать и логику, и игру актеров, и теорию ораторского мастерства и практиковаться в произнесении речей. (далее…)

12 книг риторических наставлений (продолжение)
[09.09.2017]

Говоря о пользе изучения музыки Квинтилиан утверждает, что подобно тому как в музыке необходимо изменение тональностей, точно также же и в речи оратор должен стараться модулировать, изменять голос, делая его выше или ниже, спокойным или возвышенным.

Даже если музыка без слов может производить на людей огромное впечатление, что же будет если к хорошей по содержанию (далее…)

12 книг риторических наставлений М.Ф. Квинтилиан (краткое содержание)
[03.09.2017]

В последнее время связи с катастрофическим дефицитом времени и избытком информации стало актуально чтение выжимок из полезных книг. Появились даже специальные проекты, посвященные краткому изложению основных мыслей из хороших книг.

Первоисточником всех книг по ораторскому искусству являются древние авторы, наиболее известными (и полезными для изучения которых) являются Цицерон и Квинтилиан. (далее…)

Контрасты или антитеза
[26.07.2017]

Также ораторы должны использовать контрасты. Это сильный риторический прием. Например, согласно научным исследованиям, если мы вначале поднимаем легкие гантели и только после этого более тяжелые, нам будет субъективно (далее…)

Date published:
Edition: 08/24/2017

Риторические украшения
[07.05.2017]

Представьте себе серые унылые здания, стандартные коробки, коими застроено большинство спальных районов нашей страны.

Как часто речи ораторов выглядят такими же плоскими и скучными, как и эти дома. (далее…)

Методы увеличения словарного запаса
[26.03.2017]

Ещё Дейл Карнеги призывал ораторов работать над увеличением словарного запаса, поскольку это показывает слушателям уровень нашей образованности, делает речь красивой, разнообразной и точной, позволяет получать, в том числе и эстетическое удовольствие от нашего выступления. (далее…)

Эффект и сила начальной паузы при публичных выступлениях
[23.02.2017]

Еще до того, как мы начали выступать, слушатели нас внимательно оценивают, используя свои, как их иногда называют, психологические щупальца, сканируют нас.

Считается даже, что впечатление создается за первые несколько минут и даже быстрее. Исправить первое впечатление в последующем очень  (далее…)

ЧТД (что и требовалось доказать)
[03.02.2017]

Однажды пришлось услышать о парадоксальной вещи – любую речь (и свою, и чужую) можно выразить одним предложением. Вначале мне показалось, что этот тезис может быть и красив, но на практике это сделать невозможно. Суть даже самого короткого выступления одной (далее…)

Найдите свою собственную манеру выступления
[24.01.2017]

 

Возможно, одна из самых важных задач человека, изучающего ораторское искусство, найти свою собственную (родную) манеру выступления.

Если мы пытаемся подражать кому-либо (даже если это самый блестящий из ораторов), мы теряем даже те преимущества, которые у нас есть. Это то же самое как надеть на себя сшитый на заказ чужой костюм. Даже если он был пошит у лучших портных и человек примерно нашего (далее…)

Утро вечера мудренее или на сон грядущий…
[09.01.2017]

Известно, что для хорошего выступления желательно выспаться (именно поэтому, не нужно до двух или трех часов ночи готовить свою речь или презентацию). В то же время не надо давать себе отрицательную установку, что, если вы не выспались, значит, все плохо, выступление будет (далее…)

Тренинги ораторского искусства важны для всех
[08.01.2017]

Всем знакомо выражение «роились разные мысли», но не всегда они оформлялись в логическую цепочку… Так, облачком пролетят и приятно. Но ведь иногда хочется поделиться с кем-то пришедшей мыслью. (далее…)

Самое главное в ораторском искусстве
[02.01.2017]

Знатоки ораторского мастерства, учителя риторики, все люди, разбирающиеся в этом великом искусстве считали, что в публичных выступлениях всё важно, но едва ли не самым важным является то, к а к оратор произносит речь. (далее…)

Снижение излишнего волнения (страха) 3.0.
[24.11.2016]

Страх публичных выступлений может на время произнесения речи (и даже на некоторое время до нее и после) превратить умного, знающего, находчивого человека в смущающегося, косноязычного, глуповатого.
Приемы, помогающие снизить излишнее волнение при публичных выступлениях: (далее…)

Нужно ли в речи вступление?
[03.10.2016]

Как известно, классический порядок построения речи (в том числе судебной) включает в себя следующие части:

  • Введение (вступление).

(далее…)

Нужно ли писать свою речь?
[04.07.2016]

Как быть — писать перед выступлением свою речь или она должна рождаться на глазах у аудитории?

В этой статье мы постараемся собрать максимальное количество точек зрения великих ораторов.

Известно, что в Древней Греции речи писали заранее. При этом, в большинстве случаев их писали профессиональные ораторы, а произносили сами клиенты. (далее…)

Чем Вам может помочь тренинг публичных выступлений (или чем мы обычно занимается на нашем тренинге публичных выступлений)?
[28.03.2016]

Часто к нам приходят слушатели, у которых уже хорошая поставленная речь, высокая энергетика, все в порядке и с другими параметрами техники речи, но, когда смотришь на них, тебя что-то смущает.

Иногда это связано с тем, что, например, оратор (он или она) слишком широко расставляет ноги. Сам выступающий часто объясняет, что это придает ему уверенность.

В большинстве случае это выглядит не эстетично и может испортить впечатление даже от очень хорошего выступления. (далее…)

Положение рук оратора
[08.01.2016]

Эстетичное базовое положение рук – важная составляющая образа оратора. Важно подобрать его именно для себя, поскольку одно и то же положение может подходить одному выступающему и не смотреться (или выглядеть даже ужасно) у другого. (далее…)

Тренажер для оратора
[26.11.2015]

Известный французский адвокат 19 века Герман де Бетс обращаясь к молодым коллегам, желавшим научиться живой, свободной и экспромтной речи, призывал их — пишите, пишите много, пишите обо всем (не обязательно для публикаций, но можно для себя, для оттачивания ума, слога, расширения словарного запаса).

Призывал даже писать в разных жанрах: стихи, статьи, заметки, романы, комедии, детективы, книги на любую тему. (далее…)

Аристотель и ораторское искусство
[30.08.2015]

Древняя Греция подарила миру плеяду блестящих ораторов: Перикл, Исократ, Демосфен, Лисий. Их конек – убедительные факты, красочные метафоры и оригинальные сравнения. Они осваивали искусство публичных выступлений и споров на практике – в судах и на общественных вече. Путем проб и ошибок они находили подход к аудитории. Ориентиром для них служила реакция публики: свист, радостные возгласы или словесные послания.

Мастера риторики уверены, что Перикл, Исократ, Демосфен освоили бы ораторское искусство намного быстрее, если бы под рукой у них оказался труд Аристотеля – «Риторика».

(далее…)

Озвучивание пауз и (или) слова-паразиты
[13.07.2015]

Одно из самых тягостных занятий – слушать оратора, речь которого изобилует словами-паразитами и (или) озвучиванием пауз.

Однако в современной действительности такие ораторы окружают нас со всех сторон. И на телевидении, и на радио, и на ютубе большая часть выступающих не избавлена от этого очень серьезного недостатка.

Что здесь следует иметь в виду? (далее…)

Паузы в публичном выступлении
[13.03.2015]

Монотонная, лишенная пауз речь способна утомить и нагнать сонливость даже на самого внимательного слушателя. Паузы в публичном выступлении не только не являются чем-то нежелательным, но напротив – необходимы для привлечения и удержания внимания. Несмотря на это, большинство начинающих ораторов боятся пауз и всячески стараются их избегать, заполняя неизбежно возникающие остановки в речи словами-паразитами и «мусорными» звуками. Такая манера речи, однако, лишь раздражает слушателя и уж точно не придает выступающему убедительности.

(далее…)

О пафосе в речи оратора
[13.03.2015]

С греческого языка слово «пафос» переводится как «страсть», «воодушевление», «возбуждение», «страдание». В риторике под пафосом подразумевают манеру и стиль выступления, характеризующиеся воодушевлением и эмоциональной возвышенностью. Задача пафоса в речи – воздействовать на чувства аудитории, аргументировать и выделить позицию ритора, прибегая не к фактам, а к эмоциям.

Одним из первых пафос как риторическую категорию проработал в 4 веке до нашей эры Аристотель. В его трудах пафос составлял наряду с логосом и этосом одну из трех групп аргументации:

(далее…)

Искусство спора
[13.03.2015]

Мастерство спора имеет такую же долгую и богатую историю, как и само общество. Способность отстаивать свою точку зрения, полемизировать и вести дискуссии высоко ценилась еще в древности. Над систематизацией и развитием теории спора трудились видные древнегреческие, индийские и китайские философы, многие работы которых дошли до наших времен, послужив основой современного полемического искусства. Сегодня столкновение различных точек зрения все так же является одним из кратчайших путей к установлению истины, и умение доказать свою правоту необходимо каждому.

(далее…)

Язык и стиль выступления
[20.08.2014]

Превосходный оратор выгодно отличается от других оппонентов наличием собственного стиля, который нельзя выучить, а можно лишь выработать. Манера выступления – явление индивидуальное, скопировать чужую – не лучшее решение. Тем более что, как правило, копируют недостатки (которые есть даже у блестящих ораторов), поскольку это значительно легче.

 

Каждый участник дебатов либо публичных прений должен смотреться естественно. Тем не менее, есть несколько правил, на которые стоит опираться при поиске своего стиля. (далее…)

Черчилль и ораторское искусство
[20.08.2014]

Не зря выступления, рассчитанные на широкую публику, признаны наиболее сложной формой коммуникаций. Задача оратора заключается не только в его красноречии. Он должен захватить внимание аудитории, уловить настроение и предвидеть ее действия, будь то каверзные вопросы или поднимающаяся волна несогласия.

 

Историки утверждают, что великие политические деятели были искусными ораторами. Именно благодаря безупречному владению словом за ними шли люди и отстаивали чужие идеи как свои. Одним из таких лидеров был Уинстон Черчилль, выдающийся государственный деятель Великобритании. Именно ему принадлежит фраза о том, что наиболее ценным человеческим талантом является ораторское искусство. По словам историка-искусствоведа Саймона Шама, отличительной чертой Черчилля было его красноречие. Там, где его оппоненты плели интриги, британский премьер-министр пользовался словом. (далее…)

Типы аудитории
[20.08.2014]

Публика бывает разнородной и однородной. К первой относят аудиторию, которая состоит из разных по возрасту, уровню, образованию, профподготовке индивидуумов. Выступая перед такой группой слушателей, стоит ориентироваться на менее образованных. Лучше представить, что перед вами находятся дети, т.е. не поднимать слишком сложные вопросы. Если таковых и касаться, то только ради того, чтобы получить реакцию от присутствующих специалистов.

 

Выступления в однородной аудитории проходят на порядок легче ввиду общего среднего уровня. (далее…)

Развитие и улучшение памяти оратора
[20.08.2014]

Великий ритор античности Марк Фабий Квинтилиан говорил своим ученикам: «Память – сокровищница красноречия». В своем 12-томном труде «Напутствия оратору» он подчеркивал важность мнемозины, потому рекомендовал ежедневно тренировать этот вид умственной деятельности.

 

Для начала нужно выяснить, какой у вас тип памяти: акустический, визуальный или моторный. В первом случае информация лучше воспринимается на слух, потому рекомендуется проговаривать то, что вы заучиваете. Во втором случае информация воспринимается глазами. Чтобы улучшить процесс усвоения, главные слова стоит подчеркивать. Третий вид лучше описать примером Наполеона. Для того чтобы запомнить имя, он трижды записывал его на листе бумаге. (далее…)

Проведение презентаций
[20.08.2014]

Презентация – это публичный рассказ о чем-либо (продукте, проекте, организации), что является новым либо только недавно появившимся. Оратору необходимо доходчиво и в полном объеме донести информацию о преимуществах, новаторстве, выгоде.

 

Подобные демонстрации широко используются для привлечения клиентов, партнеров, установки деловых отношений. К презентациям прибегают при открытии филиала предприятия, нового офиса, представлении нового изделия либо изобретения. (далее…)

Выступления разных типов
[20.08.2014]

Речь – это подготовленное, продуманное, намеренное выступление, автор которого ставит перед собой конкретную цель. В зависимости от этого выделяют несколько типов публичного сообщения:

 

— Информационные. Под эту категорию подпадают доклад, университетская лекция, поясняющий монолог учителя, ответ ученика, рассказ о чем-либо, инструкция, анонс предстоящего события. (далее…)

Восприятие оратора слушателями (аудиторией)
[20.08.2014]

Как выступающему приковать к себе внимание аудитории? Как вовлечь ее в диалог? Как удержать до конца сообщения? Лишь полный спектр знаний в такой науке, как риторика, даст ответы на эти вопросы.

Прежде всего, оратор должен постоянно наблюдать за своими слушателями и за тем, как они усваивают информацию. В случае малейшей потери контроля ему необходимо моментально корректировать как стиль подачи, так и содержание заготовленного им текста, не забывая о факторе времени. Аудитория не должна переутомиться.  (далее…)

Риторические приемы в публичном выступлении (или цветы красноречия)
[24.04.2014]

Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. Таких приемов существует довольно много, однако далеко не все из них используются в публичных выступлениях часто и активно.

Еще Цицерон говорил, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей. Для этого нужны, в том числе, образы, нужны картины: пусть оратор своей речью сделает дело очевидным, представит его образно.

Великий английский адвокат 19 века Р.Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению». (далее…)

Снижение излишнего волнения (страха) 2.0.
[22.03.2014]

  1. Желательно (но не обязательно) выспаться и (или) отдохнуть 5 – 30 минут за некоторое время до начала выступления. Не наедаться.
  2. Дыхание (дышите глубоко и медленно; или глубокий вдох, задержите дыхание, медленно выдыхайте, повторите; или успокаи­вающе действуют 20 глубоких вдохов незадо­лго перед началом выступления). (далее…)

Композиция речи
[10.02.2014]

Успешное публичное выступление – это грамотно спланированное выступление. Для того чтобы речь произвела на аудиторию нужное впечатление и достигла поставленных целей, недостаточно просто познакомить слушателей с набором убедительных фактов, подкрепив их примерами. Зачастую гораздо большее значение имеет хорошая проработка композиции выступления, благодаря которой удается заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание столько, сколько это необходимо. (далее…)

Артистизм в речи оратора
[10.02.2014]

Опытные ораторы знают, что успех выступления определяется не столько словами выступающего, сколько тем, как именно он их произносит. От интонации, жестов и мимики зависит порой 90% того впечатления, которое оратор производит на слушателей. Именно поэтому особое внимание при изучении ораторского мастерства необходимо уделить артистизму и умению контролировать свои движения на сцене. (далее…)

Цель выступления и почему важно знать будущую аудиторию
[14.01.2014]

Успех выступления зависит от множества факторов, однако наибольшее значение среди них, как мы уже говорили в другом месте, имеет предварительная подготовка. Ее эффективность, в свою очередь, зависит от правильной постановки целей выступления и знания будущей аудитории. Именно цели и особенности публики определяют тот набор средств, которые будут использоваться оратором для решения поставленных задач. (далее…)

Продолжительность публичного выступления
[14.01.2014]

Удачно подобранная продолжительность выступления – половина его успеха. К сожалению, многие ораторы не знают, как правильно рассчитать необходимое время для речи, из-за чего слушатели начинают скучать задолго до ее завершения. В таких условиях даже удачные моменты выступления, если они были, быстро забываются, и публика уходит разочарованной. (далее…)

Подготовка к публичному выступлению
[14.01.2014]

Залог хорошего выступления – это правильная подготовка. Даже не обладая выдающимися ораторскими способностями, вы можете успешно выступить перед аудиторией, если уделите достаточно времени сбору материала, тщательному обдумыванию и проработке плана выступления и репетициям. В идеале (если только это возможно) нужно знать в несколько раз больше того, что потребуется при выступлении. В этом случае, кстати, значительно снижается лишнее волнение. Вид мероприятия при этом не так уж и важен: будь это конференция, семинар, презентация или совещание на работе – принципы подготовки схожи. (далее…)

Работа с микрофоном
[29.07.2013]

При работе с большой аудиторией – на конференциях, бизнес-презентациях и во многих других случаях – микрофон незаменим.

К сожалению, правильно использовать этот инструмент умеют далеко не все, а ведь ошибки и неловкие заминки могут серьезно подпортить впечатление от любых выступлений. Чтобы из незаменимого помощника микрофон не превратился в утомляющую помеху, нужно знать несколько базовых правил работы с ним. (далее…)

Снижение излишнего волнения (страха)
[29.07.2013]

Волнение и даже страх перед публичными выступлениями – проблема, досаждающая не только начинающим, но и довольно опытным ораторам. По статистике неприятные ощущения, связанные с выступлением перед большой аудиторией, в той или иной степени испытывают до 95% людей. У столь распространенного явления есть и специальное название – глоссофобия – и, как и для любой другой проблемы, для нее придуманы эффективные способы решения. (далее…)

Стратегии произнесения тостов
[17.02.2013]

Произнести хороший тост непросто. Особенно если делать это, не зная элементарных правил. Чтобы произнесение тоста на торжестве не превращалось в пытку, а сам тост не вызывал у окружающих зевоту, стоит уделить время изучению теории. (далее…)

Жестикуляция оратора, контакт глазами
[17.02.2013]

Жесты – это важный и эффективный инструмент, который при умелом использовании способен значительно усилить воздействие речи на слушателей. Жесты могут многое рассказать об ораторе и иногда даже без его желания, а потому при изучении ораторского искусствадвижениям рук уделяется особое внимание. Конечно, в совершенстве овладеть искусством жестикуляции нелегко, однако, научившись правильно пользоваться основными приемами, оратор сможет буквально дирижировать слушателями, вызывая у аудитории необходимую ему реакцию и эмоции. (далее…)

Импровизация
[17.02.2013]

Хорошее выступление, несомненно, требует подготовки. К сожалению, возможность заранее подготовиться есть далеко не всегда – нередко на различных собраниях и совещаниях придумывать речь приходится прямо во время ее произнесения. Кроме того, даже тщательная подготовка не страхует оратора от всевозможных неприятностей – неожиданно сбиться, потерять мысль или столкнуться с каверзным вопросом аудитории может любой. Поэтому хороший оратор должен не только уметь читать с бумажки и произносить речи по заранее подготовленному плану, но и при необходимости импровизировать, без подготовки говорить на любую тему. (далее…)

Энергетика оратора
[17.02.2013]

Эффективность выступления оратора определяется отнюдь не только тем, насколько удачно подобраны слова. Нередко даже досконально продуманная речь не оказывает должного эффекта, поскольку выступающий вел себя вяло, а его слова звучали невыразительно и не эмоционально. В то же время неидеальное по многим параметрам, но энергичное выступление может произвести на слушателей неизгладимое впечатление. Все дело в энергетике. (далее…)

Работа с трудной аудиторией
[17.02.2013]

Быть благодарными слушателями дано далеко не всем. Кто-то во время выступления постоянно отвлекается на разговоры с соседями, кто-то шумит и мешает аудитории, а кто-то и вовсе отрешенно глядит в потолок или играет на мобильном телефоне. Подобные трудные слушатели в лучшем случае способны заставить выступающего хорошенько понервничать, а в худшем могут испортить все выступление. К счастью, существуют несложные приемы, позволяющие нейтрализовать негативное воздействие такого поведения на оратора. (далее…)

Метасообщения
[17.02.2013]

Вербальное сообщение, передаваемое словами — это лишь часть информации, которую аудитория получает во время выступления оратора. Не меньшее, а часто даже большее значение имеет невербальная информация — метасообщение, которое передается посредством мимики, жестов, изменений в дыхании и интонациях голоса. Все это способно многое сказать о самом ораторе, его физическом и эмоциональном состоянии, и, в конце концов, определить то, как будут восприняты его слова. Несоответствующее словам и ситуации метасообщение может свести на «нет» воздействие даже самой удачной и грамотно составленной речи. (далее…)

Кому и зачем нужны курсы ораторского мастерства
[17.02.2013]

Традиционно считается, что ораторское искусство в первую очередь необходимо тем, кому приходится много и часто выступать перед аудиторией – адвокатам, политикам, преподавателям. Это действительно так, однако умение красиво и убедительно говорить, являющееся главной составляющей ораторского мастерства, будет полезно во многих ситуациях даже людям, далеким от публичных выступлений. Будь это личные отношения или работа – навыки, полученные на курсах ораторского мастерства, помогут Вам быстрее достичь желаемого. (далее…)

Главные принципы ораторского искусства
[17.02.2013]

Освоить ораторское искусство, не посещая курсы риторики, – задача непростая. Тем не менее, знание основных принципов ораторского искусства, пусть даже не подкрепленное практикой, может выручить Вас в ситуациях, когда необходимо донести мысль до аудитории и убедить слушателей в своей правоте. (далее…)

История риторики
[17.02.2013]

Риторика как наука об ораторском искусстве возникла в 5 веке до н.э. в Древней Греции. По мнению Аристотеля, который много времени уделял изучению теории ораторского мастерства, основателем риторики был древнегреческий философ и государственный деятель Эмпедокл. Эмпедокл искусно владел ораторским искусством и даже создал собственную школу ораторского мастерства в Сицилии.
Активному развитию ораторского искусства в Древней Греции также способствовали софисты – преподаватели красноречия, которые за плату обучали всех желающих правилам построения речи, манерам ее произнесения и т.п. – так же, как сегодня это происходит на курсах ораторского мастерства. (далее…)

Великие ораторы
[17.02.2013]

Ораторское искусство – великая сила. История знает случаи, когда власть захватывали только благодаря ораторскому мастерству, а первый крестовый поход начался с проповедей Петра д’Альби, известного своим красноречием. И даже если умелое использование ораторского искусства не приводило к столь значимым последствиям, имена известных ораторов навсегда оставались вписанными в анналы истории. (далее…)

Тренировка голоса
[17.02.2013]

Умение свободно владеть своим голосом – неотъемлемая составляющая ораторского мастерства. Слабый запинающийся голос, монотонная, лишенная эмоций или, напротив, чересчур эмоциональная речь могут свести на нет все старания оратора. Именно поэтому тренировке голоса на курсах ораторского искусства уделяется особое внимание. (далее…)

Британский формат Парламентских дебатов
[17.02.2013]

В начале XX века, независимо от американских форматов (однако на их основе!), сформировался британский формат Парламентских дебатов. Ведущими центрами стали университеты Кембриджа, Оксфорда, Дархема, Бристоля, Глазго и  Эдинбурга (Шотландия),  Лимерика (Ирландия). (далее…)

Американский формат Парламентских дебатов
[17.02.2013]

Американский формат Парламентских дебатов – это высокоинтеллектуальное состязание в логике, остроумие, риторике, ораторском искусстве и мастерстве УБЕЖДАТЬ. Здесь огромное внимание уделяется, прежде всего, быстроте мышления и логической аргументации, нежели детальному и обоснованному сбору доказательной базы. (далее…)

НАВЕРХ