Также ораторы должны использовать контрасты. Это сильный риторический прием. Например, согласно научным исследованиям, если мы вначале поднимаем легкие гантели и только после этого более тяжелые, нам будет субъективно казаться что вторые гантели является более тяжелыми. Если бы мы сразу взяли более тяжелые – этого эффекта не было бы.
Если мы разговариваем с симпатичной девушкой, а через некоторое время с не очень, – психологически вторая девушка будет казаться менее привлекательной, чем если бы вначале не было первой.
Еще пример. Психологи проводили следующие эксперименты. Перед испытуемыми ставились три емкости. В одной – горячая вода, во второй – обычная, в третьей – холодная. Вначале нужно было одновременно опустить одну руку в емкость с горячей водой, вторую с холодной. Через некоторое время ученые просили переместить руки в емкость с водой обычной температуры. На лицах участников эксперимента появляется удивленное выражение, так как кажется, что в одной емкости вода с разной температурой!
Этот прием используют не только в ораторском искусстве, но и в продажах. Например, когда вы приходите в магазин, торгующий хорошей дорогой одеждой, профессиональные продавцы сначала вам предложат более дорогие вещи и лишь затем сравнительно недорогие. Если вы выбрали себе костюм, то только после этого будут предложены сорочки, галстуки, запонки и т.п.
Поэтому продавцам выгодно показывать сначала дорогие товары и лишь затем менее дорогие. Если сделать наоборот, то сравнительно дорогие вещи покажутся еще более дорогими. Например, если хотите купить не костюм, а, например, туфли или ремень, вначале Вам должны показать более дорогие аксессуары и лишь затем менее дорогие.
Продавцы недвижимости также не без успеха используют этот принцип. Часто вначале они показывают неудачные по разным причинам варианты и обозначают на них завышенную цену. Зато потом, когда показывают более выгодный вариант, покупатель охотнее и быстрее принимает решение о приобретении.
При овладении ораторским мастерством, в адвокатской деятельности этот прием встречается очень часто. В риторике его обычно называют антитеза.
Если в совершении безобразного чудовищного преступления обвиняется безупречный в нравственном и других отношениях человек, это всегда является очень сильным аргументом и даже доказательством защиты. Об использовании этого приема рассказывает Р. Гаррис в «Школе адвокатуры», его с успехом применяли Цицерон (например, речь в защиту Секста Росция), Федор Никифорович Плевако и другие великие адвокаты.
На нашем тренинге ораторского искусства и риторики мы призываем участников использовать этот риторический прием как можно чаще, особенно в упражнении «Дебаты».
Автор: Артур Большаков