Курсы ораторского искусства и риторики

Проведение тренингов по ораторскому мастерству

Начало курсов Ораторского искусства

с 19 сентября 2017 года

Первое занятие 0 рублей

Стоимость занятий: 7 700 руб.

Нужно ли в речи вступление?

Как известно, классический порядок построения речи (в том числе судебной) включает в себя следующие части:

    • Введение (вступление).

  • Предложение (тезис) – кратко и ясно излагается основное утверждение оратора.
  • Разделение (основной тезис делится на составляющие части и кратко объясняется порядок изложения).
  • Повествование (изложение фактических обстоятельств дела).
  • Доводы.
  • Патетическая часть.
  • Заключение.

В этой статье мы постараемся разобрать первую из семи частей речи – вступление.

Автор книги «Я ВИЖУ ВАС ГОЛЫМИ» Рон Хофф рассказывает такую историю – симпатичная женщина лет двадцати пяти–тридцати начинает свое выступление перед группой бизнесменов. Она встает, встречается с ними взглядом, улыбается и негромко говорит: «Кто из вас хотел бы прогуляться со мной сегодня после обеда?» Вы почти физически ощущаете, как оттаивает публика. На их лицах появляются легкие улыбки, они заинтригованы. Лед (если он был) сломан. На то, чтобы разогреть ее, понадобилось совсем немного времени. После этого оратор переходит к сути своего выступления. Его содержание полностью соответствует началу, тема выступления – разнообразить досуг работников, а не продолжать выполнять давно заведенные, и давно надоевшие вещи.

Особенно необходимо вступление в тех случаях, когда у слушателей заранее имеется предубеждение. Блестящий пример удачного вступления описывается Марком Туллием Цицероном в его книге «Об ораторе»:

«Боги бессмерт­ные, как ты начал речь! С каким страхом! С какой опаской!  Как нерешительно и медленно! Как держался ты сначала за единственное, что тебе могли простить, — то, что ты говоришь в защиту своего близкого друга, своего квестора! Как сумел ты первым делом расчистить путь к тому, чтобы тебя слушали! И вот, когда мне уже казалось, что тебя ничто не спа­сет — самое большее, если тебе простят защиту недостойного гражданина ради твоей к нему дружбы, — ты вдруг начал потихоньку, еще незаметно для других, но уже настораживая меня, подбираться к своей защите — к защите не мятежа Норбана, но народного гнева, гнева не только справедливого, но заслуженного и должного».

Еще пример. В лучшем учебнике по адвокатуре английский адвокат 19 века Р. Гаррис объясняет:

«Два, три замечания в разговорном тоне, без лишней торжественности, сделанные так, чтобы они (слушатели) видели, что вы вполне уверены в них, хотя и не считаете нужным высказывать этого им в лицо, и не менее уверены в себе, не распространяясь и об этом, — несколько таких слов устанавливают взаимное доверие между вами и присяжными с самого начала.

Если это не удастся вам, то, как бы сильна ни была ваша речь по своему содержанию, она не произведет на них особого впечатления; удастся, — и каждый из ваших доводов получит в их глазах свой истинный вес по отношению к спорному вопросу».

Хотя вступление – хронологически первая часть вашего выступления, тем не менее, её надо записывать в последнюю очередь, поскольку важно, чтобы оно было связано с основной речью и даже иногда (как высший пилотаж) – с заключением.

В прекрасной книге, написанной еще в советские времена («Советский адвокат»), о вступлении говорится так. Для многих ораторов начало — одно из самых трудных мест речи. Начинающие ораторы испытывают робость, своего рода страх, приступая к речи. Самое лучшее лекарство против такого страха — хорошее знание дела и хорошая подготовка к речи. Чем лучше оратор подготовлен, чем больше обдумал речь, тем меньше он боится аудитории, тем меньше он боится высказать свои мысли вслух.

Кони А.Ф. писал: «Размер волнения обратно пропорционален к затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки».

Самое лучшее начало такое, которое сразу привлекает внимание аудитории, заставляет слушать, заинтересовывает. Вместе с тем оно должно вытекать из дела и соответствовать дальнейшей речи. «Речь надо начинать прямо с существа дела или с чего-либо интересного, что привлечет внимание. Разве вы не замечали, что если начать трафаретно, то внимание слушателей не концентрируется, а если начать с чего-либо необыкновенного, то внимание сразу приковывается», — говорил М. И. Калинин.

Адвокат В. Л. Россельс иначе начал свою речь:

«Товарищи судьи!

Старый рабочий-слесарь Семенов никогда не забудет тот холодный декабрьский день, когда он встретил своего давнишнего знакомого, почтенного, уважаемого и занимающего с его точки зрения высокое положение главного бухгалтера главка Любомудрова.

Знакомство с Виктором Ивановичем Семенов ценил, оно казалось ему даже лестным…».

И далее оратор переходит к анализу совершенного его подзащитным преступления — получения по просьбе Любомудрова на имя своей жены по фиктивному наряду 1000 руб. и передачи их Любомудрову.

Иногда начало речи может быть абсолютно неожиданным, так как оно определит повышенное внимание суда.

Так начал свою речь адвокат Я. С. Киселев в защиту Надежды Левчинской.

«Товарищи судьи!

В деле имеется фотоснимок убитого Мохова. На снимок нельзя глядеть без содрогания. Ударами утюга раздроблены, нос, глаза, лоб. И это сделала Надежда Петровна Левчинская — молодая, невысокая, на вид хрупкая женщина и, как сказано в характеристике, «музыкант, отмеченный тонким вкусом и высоким мастерством исполнения».

Подобное начало, когда оратор сразу обращает внимание на тяжесть содеянного его подзащитным, чтобы потом показать, «какие нужны бури в человеческом сердце, какой необыкновенной силы должны быть побуждения» для совершения убийства, заставляет внимательно его слушать.

Часто рекомендуют начинающим ораторам вступление записать и запомнить наизусть (основную часть речи в любом случае лучше не заучивать, так как, скорее всего, тогда она будет звучать искусственно, надуманно. Достаточно запомнить ключевые моменты, а все, что между ними – импровизация, живая, свободная, экспромтная речь).

Но, вступление – самая волнительная часть речи. Если вы начнете слишком сильно бояться, а вводная часть состоит только из нескольких ключевых слов или фраз, можно и забыть, что вы имели в виду. Дословная запись и запоминание вступления может помочь унять и очень сильные волнение и страх. Кроме того, если во вступлении вы собрались рассказать некую историю (вариант № 2, см. ниже), и запишите ее только ключевыми словами, есть риск, что не удастся е хорошо рассказать, так как можно начать перескакивать с места на место, что-то излишне растягивать, а что-то упускать.

Поэтому, повторюсь, часто бывает важно запоминать вступительную часть своей речи дословно.

Кстати, Р. Гаррис советует, что часто бывает целесообразно полностью запомнить и заключение. В этом случае, даже если в речи проскочили шероховатости, они будут забыты, ибо многие рассуждают, что если концовка была хороша, то и все остальное было хорошо.

Какие виды вступлений можно использовать?

  1. Цитата (можно легко найти цитату, относящуюся почти к любой теме, хорошо подобранное высказывание захватывает внимание аудитории)
  2. История (может быть личной, смешной, эмоциональной, любой, главное, чтобы она вплеталась в тему выступления).
  3. Риторический вопрос (как вариант, потом можно все выступление отвечать на него. Этот способ начала выступления популярен уже сотни лет).
  4. Лично пережитое событие.
  5. Ссылка на конкретную газету, книгу исследование или в общем виде: «Я недавно где-то прочитал…», «Ученые доказали…»
  6. Статистика.
  7. Событие этого дня (что произошло в этот день столько-то лет назад, например, «87 лет тому назад», чей-то день рождения, иной праздник).
  8. Парадоксальное начало.
  9. Интригующее описание.
  10. Интересный факт.
  11. Впечатляющая цифра.
  12. Обыграть рекламное название выступления.
  13. Использовать предмет, как наглядное пособие.
  14. Шутка-анекдот.
  15. Обращение к интересам.
  16. О своих чувствах (о волнении лучше не говорить).
  17. О месте (вашем городе).
  18. Об аудитории (описание).
  19. Комплимент.

Таким образом, думается, что за редкими исключениями (подтверждающими, как известно, правило) хотя бы небольшое вступление крайне желательно и целесообразно.

 

 

НАВЕРХ