Курсы ораторского искусства и риторики

Проведение тренингов по ораторскому мастерству

Начало курсов Ораторского искусства

с 21 ноября 2017 года

Первое занятие 0 рублей

Стоимость занятий: 10 000 руб.

О пафосе в речи оратора

С греческого языка слово «пафос» переводится как «страсть», «воодушевление», «возбуждение», «страдание». В риторике под пафосом подразумевают манеру и стиль выступления, характеризующиеся воодушевлением и эмоциональной возвышенностью. Задача пафоса в речи – воздействовать на чувства аудитории, аргументировать и выделить позицию ритора, прибегая не к фактам, а к эмоциям.

Одним из первых пафос как риторическую категорию проработал в 4 веке до нашей эры Аристотель. В его трудах пафос составлял наряду с логосом и этосом одну из трех групп аргументации:

  • Пафос – воздействует на слушателей эмоционально, вызывая у них нужный отклик, но не раскрывая при этом до конца собственные чувства оратора.
  • Логос – мысль, выражаемая в речи, ее словесное наполнение. Для лучшего понимания логосом можно считать сам текст, не содержащий ничего, кроме логических суждений.
  • Этос – нравственный элемент аргументации.

 

Первоначально в трудах Аристотеля пафос включал в себя только трагическую составляющую, однако позже это понятие было расширено за счет приподнятой торжественной эстетики. Особенно активно пафос используется в агитации и пропаганде.

 

Пафос в художественных произведениях

 

Из теории ораторского искусства термин пафос перешел в сферу словесности. В литературоведении термин «пафос», как гласит Словарь литературных терминов, означает страстное воодушевление, пронизывающее все произведение или отдельные его части. При этом в литературе выделяют несколько видов пафоса:

 

  • Героический пафос. Демонстрирует душевный подъем героя или героев, совершающих подвиг ради общего блага. Героические действия в этом случае должны быть продиктованными свободной волей, а не вынужденными, на что указывал, в частности, Гегель. Примерами произведений, соответствующих данным критериям, могут служить древнегреческие мифы о подвигах Геракла, а также «Илиада» Гомера.
  • Драматический пафос. Демонстрирует персональные переживания героев, неустроенность их судьбы и конфликты в личной жизни. Как правило, такие переживания обусловлены не социально, а психологически, то есть связаны, прежде всего, с внутренним миром героя, а не внешними обстоятельствами. Пример соответствующего произведения – «Бег» Булгакова.
  • Романтический пафос. Заключается в стремлении к недостижимому идеалу, которое неизбежно сопровождается конфликтом с неидеальной действительностью. В этом романтический пафос схож с героикой, однако для него нехарактерны активные действия. Вся суть романтического пафоса заключена в сфере эмоций, при этом чувства героев проявляются всегда ярко и бурно. Пример соответствующего произведения – «Аэлита» А.Н. Толстого.
  • Сентиментальный пафос. Сентиментальность близка к романтике и в то же время является противоположностью героического пафоса. Сентиментальный пафос так же, как и романтический, демонстрирует стремление героя к идеалу, не сопровождаемое активными действиями, но при этом чувства и переживания ограничиваются семейно-бытовой средой. Примеры произведений – «Страдания юного Вертера» Гете, «Му-му» Тургенева.

 

Пафос также активно используется в современной массовой культуре. В частности, без пафоса немыслимо эпическое и приключенческое кино.

 

Поэтому, в тех случаях, когда это уместно, оратор может использовать и пафос, как очень мощное средство убеждения и переубеждения.

НАВЕРХ