Курсы ораторского искусства и риторики

Проведение тренингов по ораторскому мастерству

Начало курсов Ораторского искусства

с 19 сентября 2017 года

Первое занятие 0 рублей

Стоимость занятий: 7 700 руб.

Развитие и улучшение памяти оратора

Великий ритор античности Марк Фабий Квинтилиан говорил своим ученикам: «Память – сокровищница красноречия». В своем 12-томном труде «Напутствия оратору» он подчеркивал важность мнемозины, потому рекомендовал ежедневно тренировать этот вид умственной деятельности.

 

Для начала нужно выяснить, какой у вас тип памяти: акустический, визуальный или моторный. В первом случае информация лучше воспринимается на слух, потому рекомендуется проговаривать то, что вы заучиваете. Во втором случае информация воспринимается глазами. Чтобы улучшить процесс усвоения, главные слова стоит подчеркивать. Третий вид лучше описать примером Наполеона. Для того чтобы запомнить имя, он трижды записывал его на листе бумаге.

 

Стоит отметить, что механическое заучивание принято считать наиболее бесполезным способом освоения материала. Причина очевидна – «зазубренное» просто не приживается. Школьные «знания» – яркий тому пример.

 

Потому при разработке памяти выделяют три составляющие, на которые стоит опираться. Первая из них – сосредоточение. Этот процесс подразумевает умение отключаться от происходящего вокруг. Немаловажную роль при этом играет степень заинтересованности. Если изучаемый предмет навевает на вас скуку, то для концентрации потребуются дополнительные усилия.

Вторая составляющая – ассоциации, или, как их еще принято называть, «мостики памяти». Материал лучше усваивается, если его привязать к более глубоким знаниям. Например, вам нужно запомнить: «В Соединенных Штатах в 1945 году умер композитор Бела Барток». Дата – год окончания Второй мировой войны. Место – Барток эмигрировал по причине фашизма, который лег в основу этого военного конфликта.

 

И, наконец, третий компонент – повторение. Его также стоит применять с осторожностью. Не стоит энное количество раз бездумно прокручивать одну и ту же фразу. Вот несколько советов для более эффективного повторения.

 

Читайте вслух. При этом повторяйте лишь наиболее важную часть материала.

 

Делайте перерывы. Для осознания и восприятия нужно время. Поставьте следующий эксперимент: сперва попробуйте запомнить информацию на протяжении двух часов одного дня. Затем – по одному часу за два дня. Не сомневайтесь, что результаты во втором случае будут куда лучше.

 

Запомните, что в основе такого явления, как «плохая память», зачастую лежит одна причина: поверхностное изучение материала, который требуется сохранить. Порой лучше ограничиться малым, но осознанным количеством данных.

 

Также оратору поможет наличие кратковременной памяти. Благодаря ей выступающий может запомнить ключевые слова, лишь мельком заглянув в свой текст. После этого ему будет легко установить с аудиторией зрительный контакт и воспроизвести прочитанное в полном объеме.

 

Выступающему важно понимать, что не стоит запоминать всю речь методом монотонного заучивания. Ведь максимум, который нужно знать дословно, – начало текста и его конец. Суть кроется в основе, которую легче, быстрее и эффективнее усвоить, опираясь на ключевые слова и выстраивая причинные связи. Когда доклад «зазубрен», малейшее волнение может обернуться неловкой паузой.

 

Древнегреческий софист Горгий намеревался обучить Перикла, афинского государственного деятеля, искусству запоминать. Однако Перикл парировал тем, что в первую очередь он желает забыть то, что не хочет помнить… Большинство коридоров человеческой памяти что тогда, что сейчас остаются неизведанными. Что такое центр памяти и как он функционирует? Почему человек забывает то, что знал? Ответов нет и по сей день. Но постоянные тренировки приведут вас к желаемому результату.

НАВЕРХ