Говоря о пользе изучения музыки Квинтилиан утверждает, что подобно тому как в музыке необходимо изменение тональностей, точно также же и в речи оратор должен стараться модулировать, изменять голос, делая его выше или ниже, спокойным или возвышенным.
Даже если музыка без слов может производить на людей огромное впечатление, что же будет если к хорошей по содержанию речи добавить музыкальности.
Дабы окончательно убедить сомневающихся автор приводит такой аргумент. Никто не станет спорить, что оратору нужно знать поэзию, читать стихи. Но ведь стихи – это тоже музыка!
Аналогичным образом посвятивший себя изучению риторики должен знать и геометрию.
В геометрии должен быть порядок. Но порядок должен быть и в красноречии!
Далее в геометрии неизвестное выводится из известного, выводы делаются из предыдущих положений, но ведь то же самое делает и оратор.
Если выступающий плохо считает (может быть даже на пальцах, делая не очень неэстетичные жесты), его сочтут невеждой.
Квинтилиан полагал, что произношению можно поучиться у актеров, но не слишком много, чтобы избежать того, что называют театральностью, ибо, как известно, в ораторском искусстве – главное не дать приметить искусства.
Если обучающийся не очень хорошо произносит те или иные звуки, ему необходимо работать над дикцией. Часто глотают слоги, вместо Р слышится Л, некоторые буквы или слишком слабо, или слишком твердо произносим.
Когда нужно усилить голос, делать это за счет груди, а не напряжения головы.
Оратор также должен следить за своей мимикой, стараясь специально с лицом ничего не делать. Смотреть нужно прямо (но не вверх или вниз), не кривить рта, не слишком его открывать. Часто бывает, что у оратора в напряженных местах брови или поднимаются, или сжимаются, или одна поднимается вверх, а другая вниз так, что становится почти не видно глаза).
У актеров можно также учиться рассказу, как уверенно о чем-то рассказывать, какими приемами и интонациями возбуждаются гнев или жалось.
У воинов и борцов следует учиться упражнениям, дабы выработать хорошую осанку, приобрести школу движения, выработать эстетичные движения рук.
Продолжение следует…