Древняя Греция подарила миру плеяду блестящих ораторов: Перикл, Исократ, Демосфен, Лисий. Их конек – убедительные факты, красочные метафоры и оригинальные сравнения. Они осваивали искусство публичных выступлений и споров на практике – в судах и на общественных вече. Путем проб и ошибок они находили подход к аудитории. Ориентиром для них служила реакция публики: свист, радостные возгласы или словесные послания.
Мастера риторики уверены, что Перикл, Исократ, Демосфен освоили бы ораторское искусство намного быстрее, если бы под рукой у них оказался труд Аристотеля – «Риторика».
«Риторика» – трактат, посвященный искусству убеждения. Он датируется 355 годом до н.э. Тем не менее, современные политики, преподаватели, медиа-персоны находят в творении древнегреческого философа массу полезных идей и подсказок, которые помогают им овладеть умами слушателей и убедить оппонентов в своей правоте.
В трактате «Риторика» Аристотель преподносит пять важных уроков, которые стоит взять на заметку публичным особам.
Урок первый: доказательство – всему голова
Без доказательств любая речь пуста и неинтересна. При этом важно дозировать информацию и подбирать доказательства с умом.
Аристотель выделил два вида доказательств:
— нетехнические;
— технические.
К нетехническим относятся общепринятые факты, исторические даты, свидетельства очевидцев, клятвы, «показания человека во время пыток».
Технические доказательства – это умозаключения, которые мы сделали на основе исторических фактов, событий и свидетельств очевидцев.
Объединяя два вида доказательств в единое целое, вы добьетесь поразительного результата: представите неопровержимые доказательства своей правоты.
Урок второй: тренируем логику
Построение причинно-следственных связей по Аристотелю – это высший уровень мастерства. Собрать факты, проанализировать их и выстроить цепочку грамотных и логичных умозаключений (в большинстве случаев представив их в хронологическом порядке) под силу не каждому.
Чаще всего ораторы делают ошибочные выводы из полученной информации и теряют доверие аудитории. Ложных подсчетов не любит никто.
Исправить этот недостаток помогут головоломки, логические задачки, загадки и ребусы. Благодаря им вы научитесь сопоставлять и анализировать факты и делать правильные выводы.
Нельзя упускать и «логическую составляющую» при написании доклада, публичного выступления, презентации проекта.
Ваша речь должна разворачиваться по принципу свертка: от освещения главных аспектов переходите к второстепенным, а не перепрыгивайте с темы на тему. Так вы сможете осветить все проблемы, не запутать аудиторию и удержать ее внимание на протяжении 10-15 минут.
Аристотель советует не терять логическую нить при создании текста выступлений. Каждое следующее предложение должно быть продолжением предыдущего, иначе ваша речь станет набором фраз, а не целостным рассказом.
Урок третий: берем «страсти» под контроль
В «Риторике» Аристотель уделяет особое внимание изучению природы «страстей»: гнева, страха, сострадания, восхищения, радости и торжества.
Эмоции, они же «страсти», делают публичное выступление более ярким, вдохновенным и проникновенным. Согласитесь, если вы будете говорить об открытии лекарства от рака или очередной победе сборной по футболу в ровном ключе, ваша речь вряд ли произведет должное впечатление на аудиторию.
Также Аристотель советует подбирать эмоциональную окраску для каждой речи. О вещах, которые вызывают презрение, великий грек советует говорить «языком гневающимся, о вещах похвальных – с восхищением, а о вещах, возбуждающих смирение и сострадание, – языком смиренным».
Другими словами, каждая речь должна соответствовать выбранному месту и событию. Получится странно, если оратор, повествующий о гибели тысячи солдат, будет говорить с улыбкой на лице, а свадьба лучших друзей вызовет печаль и сострадание.
Урок четвертый: говорим о «прекрасном»
В трактате «Риторика» особое внимание автор уделяет категории «прекрасное». По мнению Аристотеля, воспевание лучших качеств окружающих предметов и людей – неотъемлемая часть публичного выступления. Рассказывая о прекрасных вещах, оратор вызывает чувство восхищения, радости и вдохновения у слушателей и показывает им, насколько уникален мир, который их окружает.
При этом оратор должен привести ряд нетехнических и технических доказательств, иначе как слушатели поверят, что дерево в саду, ваза в зале или статуя на площади – воплощение красоты и изысканности.
Прекрасными в понимании Аристотеля бывают не только материальные вещи, но и духовные «субстанции». Например, человеческие поступки. К ним древний грек относит бескорыстные действия: защита отечества, помощь другому человеку, спасение жизни ближнего. Если человек действовал от чистого сердца и без умысла получить награду, то его поступок нужно поставить в пример.
Урок пятый: подготовка – речь – победа
Советы Аристотеля незаменимы для тех, кто готовится к публичному выступлению впервые и не знает, с чего начать.
Древнегреческий философ презентовал схему, с которой любое публичное выступление пройдет на высоте.
Подготовка к презентации состоит из пяти этапов:
— сбор материала для выступления. Это могут быть интересные факты, случаи из жизни, высказывания известных людей, которые сделают ваше выступление красочным и информативным;
— расположение найденного материала или в каком виде представить дело. Мы помним, что о главном необходимо сказать в самом начале и в конце выступления, аргументы средней силы (если сильных не очень много в середине);
— словесное выражение. На данном этапе важно подобрать «правильные» слова, которые соответствуют поводу и требованиям аудитории. Например, если вы читаете доклад по литературе на научной конференции, запрещено использовать просторечья, сленг и идиомы с двойным подтекстом;
— запоминание речи. Необязательно и даже крайне нежелательно заучивать речь наизусть. Вы должны составить подробный план выступления и придерживаться его, чтобы не упустить важные детали (импровизируя между главными частями). По этому поводу можно посмотреть на Ютубе выступление нашего блестящего импровизатора Ираклия Андронникова «Первый раз на эстраде»;
— произнесение речи. Перед выступлением проговаривайте речь вслух (желательно сделать это за два-три дня до выступления), оттачивайте интонации, делайте ударения на важных фактах, следите за темпом речи.
Результат вас приятно удивит. Вы покорите аудиторию информативным, содержательным и интересным выступлением.
Аристотель, реклама и PR
Учение Аристотеля активно используют не только ораторы, но и представители рекламной сферы, PR, журналистики. Их оружие – словесные формулы. Рекламщики составляют слоганы, рекламные статьи и презентации с учетом рекомендаций философа. Они используют «страсти» в нужном месте и в нужное время. Вы замечали, что реклама шампуня – это разделение жизни героя «до» и «после». Жизнь «до» – блеклая и неинтересная, о ней говорят в минорном тоне. Жизнь «после» покупки чудо-средства – яркая и насыщенная. За кадром мы слышим голос с нотками торжества.
Подражают Аристотелю и PR-щики. При раскрутке компании клиента они, что логично, делают акцент исключительно на главных преимуществах, так называемых selling points. А для журналистов совет Аристотеля о превознесении бескорыстных поступков воистину бесценен.
То же можно сказать и о юристах, которые рассказывая о несчастьях клиента должны показывать одновременно и его стойкость.
Как видим, рекомендации древнегреческого философа полезны в любой сфере, связанной с убеждением аудитории.
Используйте приемы Аристотеля, и вы завоюете доверие, внимание и признание слушателей!