Опытные ораторы знают, что успех выступления определяется не столько словами выступающего, сколько тем, как именно он их произносит. От интонации, жестов и мимики зависит порой 90% того впечатления, которое оратор производит на слушателей. Именно поэтому особое внимание при изучении ораторского мастерства необходимо уделить артистизму и умению контролировать свои движения на сцене.
Начать следует с позы. Всегда – во время ходьбы, сидя и стоя – нужно следить, чтобы спина была ровной, а голова – поднятой. Выходить на сцену следует уверенно, а держаться на ней – естественно, избегая скованности и искусственности поз.
Во время самого выступления необходимо двигаться, однако тут важно не переборщить. Нервные метания из стороны в сторону произведут на аудиторию впечатление еще худшее, чем стояние на месте.
То же касается и жестов – они нужны, но положительный эффект дадут только в том случае, если будут естественными и простыми. Лучше всего жестикулировать на уровне груди, держа локти рядом с туловищем. При этом следует помнить, что применяя те или иные жесты, можно влиять на слушателей. Так, рука у головы служит побуждением к мысли, открытая ладонь отражает дружелюбие, а сжатый кулак выражает враждебность или агрессию. Также есть жесты, которые ничего не выражают, а лишь раздражают аудиторию. К ним в первую очередь относятся потирания лба, носа, ушей, щелканье ногтями и костяшками пальцев, а также прикосновения к волосам.
Во время выступления не стоит забывать о мимике. Добрая улыбка – отличный спутник речи (если это, конечно, не траурная речь), а вот нахмуренное лицо вряд ли поможет расположить к себе слушателей. Хорошо, если удастся установить контакт глазами с аудиторией, так чтобы выступление было похоже не на зачитывание текста, а на живую беседу.
Ну и, наконец, самое главное – артикуляция. Произносить любую речь необходимо четко, внятно проговаривая каждое слово, но избегая при этом монотонности. Важные слова или фразы следует выделять голосом, делая так называемые логические ударения. При этом важно не переусердствовать – слишком частые акценты и повышения голоса могут произвести отталкивающее впечатление на аудиторию или быстро утомить ее.
Еще один способ подчеркнуть важность мысли – это паузы. Их длительность может составлять до десяти секунд, но постоянно использовать этот прием не стоит.
Слушатели чаще всего ожидают от оратора спектакль. Если это уместно (а небольшой спектакль допустим почти всегда и везде) – не обманывайте ожидания аудитории. Кстати, такое отношение оратора к своему выступлению нередко помогает ему избавиться от лишнего волнения. Иногда даже оратор примеряет на себя те или иные роли, не копируя кого-то, но держа в голове нужный и уместный образ. Кто-то использует систему Станиславского К.С., кому-то ближе и удобнее система Михаила Чехова.
Иногда в таких случаях, получив дополнительное расслабление и удовольствие говорят себе: «Это не я, это Жириновский. Ему можно»:). И можно также иногда вспоминать слова великого Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры!»