Однажды пришлось услышать о парадоксальной вещи – любую речь (и свою, и чужую) можно выразить одним предложением. Вначале мне показалось, что этот тезис может быть и красив, но на практике это сделать невозможно. Суть даже самого короткого выступления одной фразой не передать, минимум требуется несколько мыслей, фактов, промежуточных выводов…
Но через некоторое время, не без удивления, я понял, что эта мысль, пожалуй, является верной.
Между тем, в жизни часто приходится встречать значительные по объему тексты, речи, которые не только не логичны, не соответствуют элементарному здравому смыслу, но и не содержат в себе главной мысли, того, что называется в геометрии ЧТД (что и требовалось доказать).
Возможно это утверждение сейчас и Вам покажется спорным, а может быть и неверным. Но, скорее всего, со временем, Вы со мной согласитесь.
Обычно даже советуют иметь это ввиду до написания статьи, книги или до подготовки речи. Другими словами, нужно вначале решить ЧТД и лишь после этого начинать работать.
В этом случае, мы можем и должны анализировать различные варианты обоснования своего ключевого тезиса и, соответственно, подбирать наиболее действенные аргументы, образы и метафоры. Если же мы будем в первую очередь будем думать о «цветах красноречия», рискуем остаться непонятыми или даже оказаться в смешном положении.
Черчилль на вопрос своего молодого коллеги об одной из его первых речей сказал, что, когда вы начинали говорить, вы не знали, о чем будете выступать, а когда закончили, не поняли о чем рассказывали.
Известный пример – один из адвокатов защищая свою клиентку, обвиняемую в поджоге, рисовал в речи множество абстрактных, не имеющих отношения к делу образов, говорил даже что-то о запахе фиалок. Его противник на эту «цветистую» речь возразил, что здесь не фиалками пахнет, но поджогом.
В очень многих уголовных делах основная мысль адвоката сводится только к тому, знал или не знал подсудимый о том или ином обстоятельстве. При этом выступать такой оратор может час или даже целый день.
Как и у каждого правила, у этого также есть свои исключения. Например, Борис Акунин рассказывая о своем творчестве, объясняет, что одна из основных целей, которые он преследует, заключается в том, что ему хочется разобраться в каком-то вопросе, т.е. приступая к работе, он зачастую не знает, чем это все закончится. В процессе работы происходит чудо и ответ на занимающий автора вопрос появляется сам собою. Примерно об этом же говорят и некоторые другие писатели.