Курсы ораторского искусства и риторики

Проведение тренингов по ораторскому мастерству

Начало курсов Ораторского искусства

с 17 сентября 2024 года

Первое занятие 0 рублей

Стоимость занятий: 19 900 руб.
Количество мест ограничено!

Нужно ли писать свою речь?

Как быть — писать перед выступлением свою речь или она должна рождаться на глазах у аудитории?

В этой статье мы постараемся собрать максимальное количество точек зрения великих ораторов.

Известно, что в Древней Греции речи писали заранее. При этом, в большинстве случаев их писали профессиональные ораторы, а произносили сами клиенты.

Интересный случай описывает Плутарх. Для одного афинянина оратор Лизий написал защитительную речь. Когда тот её в первый раз прочел, она ему очень и очень понравилась.

Но через несколько дней клиент вернулся и заявил: когда я первый раз её читал, я был в восхищении. Но когда я прочитал её второй раз, она понравилась мне уже чуть меньше, на третий раз она понравилась мне еще меньше, а сейчас вообще мне не нравится. Напишите мне новую.

Опытный оратор в ответ напомнил клиенту, что слушатели услышат речь только один раз.

В Древнем Риме ораторы также, как правило, писали свои речи, в том числе и величайший Цицерон. О необходимости писать речь заранее, говорил и учитель красноречия и риторики Квинтилиан.

Известнейшей дореволюционный теоретик и практик судебного красноречия П. Сергеич в «Искусстве речи на суде» говорит:

«Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке. Остерегайтесь импровизации.

Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее.

Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе.

Наконец, имейте в виду, что крылатый конь может изменить».

Король российской адвокатуры Спасович В.Д. и не менее известный и талантливый Андреевский С.А. – писали свои речи заранее.

А.Ф. Кони (речь о котором пойдет позднее) рассказывал, что во время произнесения одной из речей Спасович вдруг запнулся на слове «черт», и несколько раз произнеся это слово, затем продолжил. Когда во время перерыва Кони поинтересовался, не почувствовал ли он себя плохо, Спасович признался, что он просто забыл, о чем дальше должен был говорить.

Оппоненты Спасовича зная о том, что он все готовит заранее, иногда специально изменяли что-нибудь.

Не менее известный и блестящий оратор, присяжный поверенный Карабчевский Н.П. утверждал прямо противоположное.

Подогретое блюдо вряд ли произведет то впечатление, которое может быть достигнуто живой, рождающейся прямо на глазах у слушателей речью. Сам он никогда своих речей не писал.

Карабчевский рассказывает про подготовку и другого не менее великого оратора Александрова (защитника, произнесшего историческую речь по делу Веры Засулич), которая сводилась к тому, что вечером перед сном он два-три часа ходил по комнате, прожив, просмаковав свою речь.

Плевако первоначально свои речи целиком не писал (писал «оазисами», как он сам объяснял). В последующем сразу после прений стал отдавать рукопись в газету.

А.Ф. Кони возражая автору «Искусства речи на суде» советует молодым ораторам:

«Не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинетов строк, медленно ложившихся на бумагу, а изучайте внимательно материал, запоминайте его, вдумывайтесь в него – и затем следуйте совету Фауста: «Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собою!»

Французский адвокат 19 века де Бетс вот что говорит о письменной подготовке:

«Никогда не пишите своих ваших речей. Между речью, написанной заранее и произнесенной устно, существует глубокая пропасть».

«Изучайте дело, углубляйтесь в него как можно больше; работайте всегда анализом. Изучайте событие со всеми его подробностями, разбирайте все предположения, допускаемые фактами. Изучайте юридические вопросы, возникшие или могущие возникнуть в деле хотя бы при неверном его освещении. Знайте процесс со всеми возможными исходами его».

«А потом пишите. Только не речь! Не план речи!.. Нет! Речь будет импровизацией на суде; до суда и не думайте о ней».

«Записать надо строгий аналитический разбор дела, разбор для себя; надо довести до совершенной точности и закрепить ваше понимание процесса».

«Вы знаете старинную поговорку: вопрос, верно поставленный, есть вопрос разрешенный».

«Каждое положение должно быть отточено, как сталь; кончайте только, когда признаете, что анализ доведен до математической точности».

«В этой записке у вас будут собраны все доводы, имеющие объективное значение в процессе; не заносите туда «ораторских доводов», то есть ложных аргументов, которые могут производить впечатление, но в строго логическом смысле силы не имеют».

Про одного из лучших французских адвокатов (не называя его имени) де Бетс далее повествует, что он писал свои речи. Но, добавляет де Бетс, он писал восемь речей, но произносил девятую. И эта последняя речь, которую оратор импровизировал в самом судебном заседании, была наиболее прекрасной.

И еще. В те дни, когда он произносил приготовленную речь, аудитория удивлялась его таланту, изяществу, эрудиции. Это было торжество актера. Но в тех случаях, когда он позволял себе заменить подготовленную речь импровизацией, убедительность последней глубоко внедрялась в умы, увлекая сердца. В этих случаях была полная победа оратора над аудиторией.

Современный нам американский адвокат Джерри Спенс (за 50 лет выступлений в судах не проигравший ни одного уголовного дела, а гражданское дело он проиграл последний раз 40 лет назад) первоначально все свои речи от начала до конца писал и затем, дабы никакой из доводов не забыть, в суде свою речь читал.

Почти все дела он проигрывал. И вот когда уже он подумывал над тем, чтобы поменять профессию, случилось вот что.

Однажды во время очередного чтения речи листочки упали и рассыпались. Как не пытался их собрать покрасневший от смущения оратор, ничего не получалось, он не мог найти нужное место. Он слышал смешки в зале, поймал перепуганный взгляд клиента.

Ему ничего не оставалось делать кроме как говорить «своими словами». И вот он, периодически спотыкаясь, начал говорить. И говорил около часа. Когда Спенс закончил выступление, он понял, что ни разу не заглянул в свои записи. Какая-то удивительная сила, поддержка, безотчетный разум взял верх, подобрал слова.

Он вернулся на место уставший, но довольный. Некоторые слушатели поздравляли его. Жюри вынесло вердикт в пользу его клиента.

С тех пор он всегда выступал без бумажки, но готовился очень и очень много. Он по многу раз проговаривал, продумывал и записывал свои аргументы. Джерри Спенс (как и Де Бетс) объясняет секрет успешного выступления тщательной подготовкой.

Американский адвокат считает, что подготовка оратора к выступлению сродни строительству каменного дома Наф-Нафа из известной сказки. Он также рассказывает, что часто, пока его противники спят, он продолжает готовиться. Перед его кроватью всегда лежит блокнот для записи новых мыслей и доводов.

Представляется, что все приведенные виды подготовки заслуживают внимания и, как минимум, частично пересекаются.

Какой способ подготовки подходит именно Вам можно попробовать выяснить на нашем тренинге по ораторскому искусству и риторике.

Запись на тренинг НАВЕРХ