С греческого языка слово «пафос» переводится как «страсть», «воодушевление», «возбуждение», «страдание». В риторике под пафосом подразумевают манеру и стиль выступления, характеризующиеся воодушевлением и эмоциональной возвышенностью. Задача пафоса в речи – воздействовать на чувства аудитории, аргументировать и выделить позицию ритора, прибегая не к фактам, а к эмоциям.
Одним из первых пафос как риторическую категорию проработал в 4 веке до нашей эры Аристотель. В его трудах пафос составлял наряду с логосом и этосом одну из трех групп аргументации:
- Пафос – воздействует на слушателей эмоционально, вызывая у них нужный отклик, но не раскрывая при этом до конца собственные чувства оратора.
- Логос – мысль, выражаемая в речи, ее словесное наполнение. Для лучшего понимания логосом можно считать сам текст, не содержащий ничего, кроме логических суждений.
- Этос – нравственный элемент аргументации.
Первоначально в трудах Аристотеля пафос включал в себя только трагическую составляющую, однако позже это понятие было расширено за счет приподнятой торжественной эстетики. Особенно активно пафос используется в агитации и пропаганде.
Пафос в художественных произведениях
Из теории ораторского искусства термин пафос перешел в сферу словесности. В литературоведении термин «пафос», как гласит Словарь литературных терминов, означает страстное воодушевление, пронизывающее все произведение или отдельные его части. При этом в литературе выделяют несколько видов пафоса:
- Героический пафос. Демонстрирует душевный подъем героя или героев, совершающих подвиг ради общего блага. Героические действия в этом случае должны быть продиктованными свободной волей, а не вынужденными, на что указывал, в частности, Гегель. Примерами произведений, соответствующих данным критериям, могут служить древнегреческие мифы о подвигах Геракла, а также «Илиада» Гомера.
- Драматический пафос. Демонстрирует персональные переживания героев, неустроенность их судьбы и конфликты в личной жизни. Как правило, такие переживания обусловлены не социально, а психологически, то есть связаны, прежде всего, с внутренним миром героя, а не внешними обстоятельствами. Пример соответствующего произведения – «Бег» Булгакова.
- Романтический пафос. Заключается в стремлении к недостижимому идеалу, которое неизбежно сопровождается конфликтом с неидеальной действительностью. В этом романтический пафос схож с героикой, однако для него нехарактерны активные действия. Вся суть романтического пафоса заключена в сфере эмоций, при этом чувства героев проявляются всегда ярко и бурно. Пример соответствующего произведения – «Аэлита» А.Н. Толстого.
- Сентиментальный пафос. Сентиментальность близка к романтике и в то же время является противоположностью героического пафоса. Сентиментальный пафос так же, как и романтический, демонстрирует стремление героя к идеалу, не сопровождаемое активными действиями, но при этом чувства и переживания ограничиваются семейно-бытовой средой. Примеры произведений – «Страдания юного Вертера» Гете, «Му-му» Тургенева.
Пафос также активно используется в современной массовой культуре. В частности, без пафоса немыслимо эпическое и приключенческое кино.
Поэтому, в тех случаях, когда это уместно, оратор может использовать и пафос, как очень мощное средство убеждения и переубеждения.