Одно из самых тягостных занятий – слушать оратора, речь которого изобилует словами-паразитами и (или) озвучиванием пауз.
Однако в современной действительности такие ораторы окружают нас со всех сторон. И на телевидении, и на радио, и на ютубе большая часть выступающих не избавлена от этого очень серьезного недостатка.
Что здесь следует иметь в виду?
В-первых, слова-паразиты и особенно озвучивание пауз с легкостью перенимаются другими людьми, заражаются ими (подобно рото-вирусной инфекции).
Во-вторых, некоторые начинают полагать, что примерно так и надо говорить, что это нормально.
В-третьих, паразиты и озвучивания, как правило, мешают воспринимать содержание речи, «смазывают» картины и образы, рисуемые оратором (исключением сравнительно редких случаев, когда это не режет слух. При этом, если слух не режет, можно оставить:).
Как избавиться от этого?
Во время прохождения тренинга ораторского искусства мы предлагаем следующие методики:
1) Как только во время выступления оратор озвучивает паузу или использует «как бы, на самом деле, вот» и т.п. тренер мяукает. Это делается в основном тогда, когда выступающий сам у себя их не слышит.
Когда затем, по мере хода тренинга оратор их уже начинает слышать, он сам мяукает (должна быть санкция). Не надо бояться, что во время настоящего выступления, где-нибудь на работе Вы мяукнете 🙂 Проверено.
2) Можно поставить себя на деньги. За каждое слово-паразит или озвучку буду выплачивать вон той симпатичной девушке – 100 руб. или 1 000 руб. (надо, чтобы было больно).
3) Одно из самых полезных и эффективных упражнений – говорить специально делая паузы. Вначале через несколько слов. Приучая себя к ним нормально относится, позволять их себе делать (шеф думает, а не шеф завис). Паузы и в обычной (не тренировочной речи должны быть, а если их нет, надо добавлять).
Затем после каждого слова. Это будет звучать не очень естественно, но в тренировочных целях нужно (это как если Вы, допустим, можете выжать от груди 100 кг. Выжать затем пустой гриф или 40 кг — легко).
Важно обращать внимание на то, чтобы голос не звучал механически, монотонно. Для этого нужно специально, может быть даже утрированно добавлять интонации (тем самым Вы дополнительно тренируете свой интонационный багаж, что очень важно, так как модуляции считаются одним из самых важных в ораторском искусстве, это музыка красноречия).
Минусы отработки этого параметра заключаются в том, что иногда участники наших тренингов жалуются на то, что теперь не могут смотреть передачи некоторых ведущих. Конкретный пример: наша слушательница до тренинга с интересом и удовольствием смотрела передачи Андрея Малахова («Пусть говорят» и т.п.). Однако после того как она сама избавилась от озвучивания пауз (слов-паразитов у неё не было), ей стала сложно его слушать (и не только его). Они выносят мне мозги, стала говорить она.
Артур Большаков