При работе с большой аудиторией – на конференциях, бизнес-презентациях и во многих других случаях – микрофон незаменим.
К сожалению, правильно использовать этот инструмент умеют далеко не все, а ведь ошибки и неловкие заминки могут серьезно подпортить впечатление от любых выступлений. Чтобы из незаменимого помощника микрофон не превратился в утомляющую помеху, нужно знать несколько базовых правил работы с ним.
Как и любой другой инструмент, микрофон требует предварительных тренировок. Важно заранее выяснить, как он включается и выключается, научиться правильно держать его в руках и двигаться вместе с ним.
Необходимо привыкнуть к особенностям голоса, усиленного динамиками, – поначалу может показаться, что он звучит недостаточно громко, хотя на самом деле это не так.
Иногда звучание собственного голоса при использовании хорошего микрофона, не дающего фона, не позволяет выступающему однозначно определить, включено ли устройство вообще. В таком случае не стоит на выступлении стучать по микрофону и говорить «раз-раз» – лучше просто поздороваться с аудиторией, ее реакция сразу же даст все понять.
Как включается микрофон. Обычно на нем есть кнопка «On-Off». Чаще всего при включении микрофона раздается довольно-таки громкий и резкий звук. Бывает, что по ходу выступления (показ слайдов, видеофрагментов, выступление коллеги и т.п.) требуется, чтобы микрофон не работал. Делать это кнопкой «On-Off» не рекомендуется. Лучше если Ваш микрофон оборудован дополнительной кнопкой «MUTE» (как на большинстве ТВ пультов). В этом случае неприятного звука удастся избежать.
Держать микрофон нужно в рабочей руке – вторая рука при этом остается свободной для жестикуляции и перемещения шнура (если микрофон не оснащен радиопередатчиком).
При работе с микрофоном без шнура не забывайте о необходимости периодической замены батареек. Обычно алкалиновых батареек хватает примерно на 2,5 — 3 часа работы. Если Вы не знаете (не помните) сколько времени они уже успели отработать, целесообразнее их поменять на новые. Не очень эстетично смотрится, когда во время выступления (особенно в один из кульминационных моментов) пропадает звук и оратор начинает судорожно искать помощи и (или) прямо при слушателях менять батарейки.
Не стоит обхватывать микрофон ладонью – для удерживания нужно использовать лишь кончики пальцев, как в случае с вилкой. Локоть при этом должен быть опущен – высоко задирать его нет никакой необходимости.
Крайне важно постоянно сохранять оптимальное расстояние от микрофона до губ. Определить его можно следующим образом: ладонь прикладывается ко рту, так, чтобы указательный палец соприкасался с губами, в результате безымянный палец оказывается именно на том месте, где необходимо держать микрофон. Это расстояние нужно удерживать при любых поворотах и наклонах головы – микрофон должен двигаться за выступающим, словно приклеенный.
Не рекомендуется держать микрофон как мороженое, поскольку в этом случае используется только часть мембраны микрофона. Желательно, чтобы звук направлялся на мембрану микрофона равномерно.
В последнее время ораторы часто используют микрофон, который крепится к голове. В этом случае расстояние будет всегда одинаковым и близко к идеальному.
Большое значение также имеет расположение динамиков. Если они находятся за спиной оратора, возможна ситуация, когда мембраны микрофона и громкоговорителей оказываются направленными друг на друга, что приводит к резонансу. Следствием становится жуткий раздражающий шум, способный напугать не только самого выступающего, но и слушателей. В такой ситуации необходимо просто изменить положение микрофона относительно динамиков.
Конечно, теоретических знаний по этому вопросу недостаточно, необходима определенная практика (впрочем, как и по всем другим аспектам ораторского искусства), которую можно получить посетив наши или какие-либо другие курсы ораторского искусства (или хотя бы сходить в караоке:).