Представьте себе серые унылые здания, стандартные коробки, коими застроено большинство спальных районов нашей страны.
Как часто речи ораторов выглядят такими же плоскими и скучными, как и эти дома.
Возьмите, с другой стороны, центральные части Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Рима, других крупных городов.
Какие красивые удивительные постройки, какое разнообразие украшений, пышность форм. Даже нахождение в таких местах доставляет мало с чем сравнимое эстетическое удовольствие.
Если оратор совершенно не использует то, что называется цветами красноречия, речь не может произвести необходимого впечатления, не может быть понята и услышана, не достигает своей цели.
Великие теоретики и практики ораторского искусства Цицерон и Квинтилиан полагали, что риторические украшения обязательны, без них выступление не признавалось искусством.
Большинство людей значительно лучше воспринимают мысль оратора, если она поясняется примером, образом, картинкой. Мы все визуалы (даже аудиалы и кинестетики, которые в конечном итоге переводят сигнал в образ).
Во время выступлений и своих, и других людей я часто замечал, что когда выступающий даже просто произносит слово «Например», слушатели оживляются, поднимают головы и т.п. (особенно если это сложные научные тексты, абстрактные понятия).
Один из признанных авторитетов в обучении ораторскому мастерству Дейл Карнеги также призывал избегать абстрактных рассуждений. Это скучно! Наше выступление, с точки зрения этого признанного тренера, должно быть чем-то вроде слоеного торта из примеров и общих положений.
Он учил тому, чтобы ораторы приводили конкретные случаи и показывали, как они подтверждают общие мысли.
Если мы используем в своей речи образы и примеры, мы облегчаем задачу не только слушателей, но и свою собственную, поскольку их значительно легче запомнить, нежели абстрактные положения. Это приводит к тому, что речь становится живой, яркой, запоминающейся. Речь настоящего оратора, говорил мудрый адвокат Р.Гаррис в «Школе адвокатуры», есть ряд образов, люди не столько слушают, сколько видят и чувствуют её.
Еще пример, когда на нашем тренинге по ораторскому искусству и риторике мы разбираем различные приемы, которые помогают снизить страх публичных выступлений, мы приводим общее положение о том, что не нужно слишком стараться, слишком сильно хотеть хорошо выступить, ибо в этом случае мы через чур напрягаемся и цель может ускользать от нас.
В идеале оратору должно бы всё нипочем, он должен быть готов к любому исходу, у него должен быть здоровый пофигизм. Подобно тому как в «Трех мушкетерах»: Крайняя озабоченность может быть побеждена крайней беспечностью. Или у Пушкина А.С.: Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.
В книге Дейла Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» приводится более 100 примеров, поясняющих рассуждения автора (не считая метафор, образов и других риторических приемов).
О различных видах риторических украшений мы расскажем в следующей статье.