Знатоки ораторского мастерства, учителя риторики, все люди, разбирающиеся в этом великом искусстве считали, что в публичных выступлениях всё важно, но едва ли не самым важным является то, к а к оратор произносит речь.
Эта справедливо не только для ораторского искусства. Например, выдающиеся актеры или музыканты исполняют, как правило, произведения, написанные другими людьми. Однако, несмотря на то, что слова и ноты будут одинаковыми, тем не менее, впечатления от выступлений разных исполнителей могут очень сильно отличаться. Люди, впервые сталкивающиеся с таким феноменом, бывают п о р а ж е н ы. Впечатление и эффект от игры начинающего и профессионального актеров, произносящих бессмертные слова Шекспира, также отличаются между собой как стрела брошенная рукой и выпущенная из лука.
Поэтому человек, изучающий ораторское искусство, в с е г д а должен иметь это в виду. Тем более, что из учебников по риторике известно (и я сам неоднократно был этому свидетелем), когда сравнительно слабая и по логике, и по аргументации речь, благодаря искусству оратора, благодаря его манере исполнения и подачи, захватывала аудиторию и полностью затмевала собой произнесенную вяло, монотонным испуганным голосом, значительно более сильную по содержанию речь.
Как добиваться этого эффекта?
Прежде всего, нельзя себе (даже мысленно) говорить, что это слишком трудно, я не оратор, у меня не получится и т.п. Ничего сложного в публичных выступлениях нет.
Если мы разбираемся в предмете, если мы исходим из мысли, которую хотим передать, если вкладываем душу в выступление, — у нас всё чаще и чаще начинает получаться это КАК.
Громкость голоса не имеет принципиального значения. Ларри Кинг, знаменитый американский журналист, брал интервью у лучших ораторов Америки. Двое из них представляли собой противоположные типы. Первый выступал в очень яркой манере, с потрясающей энергетикой, очень громко; другой же говорил тихо. Однако, за счет напора, интонаций, этого КАК, — его слушали с неослабевающим интересом и вниманием (в зале при этом стояла потрясающая тишина).
Иногда прямо во время выступления видно, что слушателям не очень интересно, кто-то начинает зевать и т.п.
Что делать если нет возможности объявить перерыв, проветрить помещение и т.п.?
Дейл Карнеги в своей известной книге даёт примерно такой совет — важно, чтобы в таких ситуациях был специально обученный человек, который колол бы, допустим в спину, острой указкой.
Причем не уставших слушателей, но оратора).
Единственный в мире способ определить свою обычную манеру выступления, улучшить и отточить её – это практиковаться. Нужно произносить речи и самому себе в пустой комнате, проговаривать их своим друзьям (супругам), выступать при любой возможности, посещать курсы риторики и публичных выступлений.
Автор: Артур Большаков