Публика бывает разнородной и однородной. К первой относят аудиторию, которая состоит из разных по возрасту, уровню, образованию, профподготовке индивидуумов. Выступая перед такой группой слушателей, стоит ориентироваться на менее образованных. Лучше представить, что перед вами находятся дети, т.е. не поднимать слишком сложные вопросы. Если таковых и касаться, то только ради того, чтобы получить реакцию от присутствующих специалистов.
Выступления в однородной аудитории проходят на порядок легче ввиду общего среднего уровня.
Следующий критерий – количественный. Есть группы малые (до 25 человек) и большие. Аудитория первого типа вызывает у оратора больше затруднений, чем вторая. Потому что иногда собравшиеся могут объединиться в своем критическом восприятии выступающего.
Рекомендации:
- откажитесь от микрофона;
- если вы потеряли внимание тех слушателей, что сидят на задних рядах, не просите их ближе пересесть, а сами подойдите к ним;
- происходящее в зале должно напоминать доверительную беседу, а не выступление, для этого стоит перейти на разговорный стиль общения;
- приглашайте аудиторию к дискуссии;
- не говорите с присутствующими с возвышения;
- тщательно и подробно аргументируйте свои идеи.
Работать с большой аудиторией проще, потому как собравшиеся быстрее проникаются доверием. Человек, придерживающийся противоположного мнения, скорее всего, не пойдет против всех. Если вы смогли заразить вирусом убеждения нескольких человек, то по залу он распространится с геометрической прогрессией. Здесь на услышанное реагируют быстрее и эмоциональнее. Тому способствует общее приподнятое настроение. Говорить с присутствующими можно более простым языком, т.к. на большие аудитории распространяется закон интеллектуального среднего уровня.
Рекомендации:
- свою речь произносите с возвышения;
- будьте лаконичны – большая группа быстро устает;
- за ориентир возьмите минимальный уровень слушателей;
- ваш эмоциональный подъем должен быть выше среднего;
- предложенные вами решения – четкие и простые;
- не прибегайте к многоуровневой аргументации.
Следующая категория – уровень подготовки, который может быть плохим, средним, хорошим.
Чаще всего в аудиторию с хорошим уровнем подготовки входят люди преклонного возраста, имеющие как минимум одно образование (среднее специальное или высшее). Их преимущество – опыт, а также желание познавать мир.
Рекомендации:
- выделите то новое, о чем группа узнает из выступления;
- темп речи должен быть высоким;
- рационально и логично убеждайте аудиторию;
- прибегайте к эмоциональному убеждению;
- делайте отсылки к различным ученым и их заслугам.
В аудиторию среднего уровня подготовки обычно попадает молодежь и люди среднего возраста. Социального опыта у них нет, но есть жажда к познанию.
Рекомендации:
- дайте им больше эмоций;
- не уходите в пространные рассуждения, приводите конкретные доводы;
- используйте риторические приемы;
- подкрепляйте свои размышления иллюстрациями и примерами.
В плохо подготовленной группе обычно присутствуют подростки без опыта и без тяги к знаниям.
Рекомендации:
- говорите медленно;
- обращайтесь к примерам из жизни;
- аргументация должна быть не логической, а эмоциональной, нисходящей, односторонней;
- применяйте юмор;
- повторяйтесь для лучшего усвоения и восприятия информации.
Кроме того, аудиторию можно разделить, опираясь на следующие критерии:
- по профессиональным особенностям: представители точных наук и гуманитарии;
- по настрою (негативно настроенная, индифферентная, позитивно настроенная);
- по половому признаку: мужская и женская (как правило, мужская лучше воспринимает логические аргументы, женская – эмоциональные);
- по возрасту: дети, молодежь, среднего возраста, старшего возраста;
по национальности.