Успех выступления зависит от множества факторов, однако наибольшее значение среди них, как мы уже говорили в другом месте, имеет предварительная подготовка. Ее эффективность, в свою очередь, зависит от правильной постановки целей выступления и знания будущей аудитории. Именно цели и особенности публики определяют тот набор средств, которые будут использоваться оратором для решения поставленных задач.
Ираклий Андроников («Первый раз на эстраде») рассказывал:
«Недавно был запланирован симфонический утренник для ленинградских школ, точнее, для первых классов «А» и первых классов «Б». Но по ошибке билеты попали в Академию наук, и вместо самых маленьких пришли наши дорогие Мафусаилы. Об этом мой помощник узнал минут за пять до концерта. И, не имея вашей способности учесть требования новой аудитории, он рассказал академикам и членам-корреспондентам, что скрипочка — это ящичек, на котором натянуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат… Почтенные старцы стонали от смеха, но это не совсем та реакция, которая нам нужна!»
Цель выступления
Определить цель выступления, казалось бы, очень просто – для этого достаточно взглянуть на название речи или доклада. Тем не менее, реальная цель заключается не в информировании или развлечении аудитории, а в решении определенных задач за пределами самого выступления. Обычно такими задачами являются внедрение той или иной идеи, изменение взглядов слушателей или побуждение к действиям, которые могут быть самыми разными. Четкое и ясное понимание цели позволяет оратору правильно подготовить свою речь и достичь в конечном итоге желаемого результата.
Особенности аудитории
Не меньшее значение при подготовке выступления имеют особенности аудитории. Найти правильный подход к слушателям можно, только хорошо зная их интересы, мировоззрение и уровень профессиональных знаний. Например, политик выступая перед студентами будет приводить иные доводы, чем перед пенсионерами (иногда даже выступающий немного подстраивается по голосу, интонациям, свойственным той или иной аудитории; здесь, правда, важно не переиграть).
Показатели аудитории можно разделить на два типа – стабильные и ситуативные. Первые не зависят от условий выступления и текущей ситуации, тогда как вторые могут быть разными в разные же моменты времени. К стабильным показателям относятся возрастной состав, уровень образования и близость к докладчику, а к ситуативным – эмоциональное состояние и ожидания публики. Знание подобных показателей позволяет правильно выбрать образ, в котором лучше всего предстать перед аудиторией. В одних случаях будет разумнее подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, а в других – возраст или род занятий.
Также знание особенностей слушателей позволит правильно построить выступление. Так, например, нет никакого смысла тратить время на объяснение азов опытным специалистам или сыпать профессиональными терминами в присутствии новичков.