При выступлении в негативно настроенной аудитории важно правильно настроиться. Понадобится убеждение в необходимости сохранения самоконтроля в любой ситуации. Подходящий настрой нужно сохранять на все время выступления. Нельзя терять спокойствие при отрицательной реакции слушателей на выступление. В нашем обзоре представлены правила и рекомендации, которые помогут не допустить необдуманных действий.
Как побороть свои страхи
Начинающие ораторы могут бояться аудитории. Страх проявляется в разных видах:
- Возникает желание быстрее все закончить и уйти. Сбежать из зала.
- Неожиданно все забывается. Речь становится тихой. Выступающий не видит аудитории.
- Появляется агрессия. В любых репликах оратор видит скрытую угрозу.
Ощущение агрессии от слушателей – это всего лишь собственные страхи.
Налаживание контакта с аудиторией
К слушателям нужно относиться доброжелательно, тогда и аудитория проявит заинтересованность. Важно проявлять уважение. Нельзя заигрывать или заискивать с публикой.
Необходимо наладить зрительный контакт с публикой. Такой подход является гарантией дисциплины. При поддержании зрительного контакта проблем со слушателями не возникнет. Если же оратор не видит аудитории и рассказывает для себя или для первого ряда может возникнуть недопонимание.
Важный инструмент выступающего – пауза. Но этот метод работает только в сочетании с зрительным контактом. Перед речью нужно представиться и сделать паузу, затем продолжить выступление. При появлении разговоров и какого-то шума следует опять делать паузы.
Полезные рекомендации
При возникновении негативной реакции аудитории нельзя утрачивать самообладание. Важно сдерживаться от необдуманных действий.
В ситуации возникновения негативной реакции не рекомендуется:
- Вступать в спор.
- Пытаться обращаться к здравому смыслу и логике. Они не действуют на эмоции.
- Раздавать советы или указывать, что слушатели должны делать.
- Давать приказы.
- Высмеивать или пытаться вызвать чувство стыда.
- Игнорировать публику.
- Отвечать противодействием.
- Выяснять мотивы поведения.
При попытках оказать прямое давление слушатели будут отвечать язвительностью, смехом или игнорировать любые обращения.
Что можно сделать
Важно еще перед выступлением определить свою позицию и цели. Не должно оставаться неопределенности. Речь должна быть ясной и убедительной. Не нужно полагаться, что все получится придумать на ходу. Для любого экспромта требуется хорошая подготовка.
Необходимо придерживаться фактов. Репетировать можно в домашних условиях. Чтобы сложные вопросы не застигли врасплох, следует выписать самые трудные моменты и проработать их.
Во время выступления нельзя вступать в игры с публикой. Не стоит позволять загадывать загадки. Нужно просить конкретизировать вопросы. При некорректной информации нужно сказать об этом и поправить ее.
Необходимо контролировать свою речь и избегать необдуманных ответов. Прежде чем ответить, стоит делать паузу.
Если поступают реплики провокационного характера, нужно сохранить самоконтроль. Затем следует посчитать до 10 и дать обдуманный ответ. Не нужно говорить слишком много. Для ответов должны устанавливаться временные рамки. Важно проявлять такт к каждому слушателю и благодарить за вопросы.
При допускании ошибок нужно признаваться в этом. Все ответы должны быть по существу. Нельзя отклоняться от обсуждаемой темы.
На эмоции и враждебность нельзя отвечать саркастическим юмором, насмешками и унижениями аудитории.
Какая бывает аудитория
Для проведения успешного выступления нужно определить тип аудитории. Слушатели классифицируются по возрасту, профессиональной деятельности и по отношению к воспринимаемой информации. У аудитории может быть разный уровень подготовленности. Хорошо подготовленных слушателей можно заинтересовать новой информацией.
Информация, предлагаемая оратором, может вызвать различную реакцию у слушателей. Выделяют следующие категории аудитории:
- Сопереживающая публика. Слушатели специально приходят, чтобы послушать выступление. Есть интерес к теме или к личности оратора. Активность слушателей, заплативших за вход, значительно выше, чем у тех, кто пришел бесплатно.
- Потенциальные слушатели. Относятся нейтрально к представленной информации. Могут проявлять к отдельным фактам.
- Сверхактивная публика. Для данной категории слушателей не требуется специальных ораторских приемов.
- Негативно настроенная аудитория. Проявляет отрицательное отношение к лектору и материалу. Слушатели принципиально не соглашаются с доводами оратора.
Стоит учитывать, что негативная аудитория стремится расположиться в задних рядах и подальше от выступающего.
При выступлении перед большой аудиторией нужно проявлять краткость. Речь должна быть яркой, а фразы емкими. Говорить следует простым языком. Небольшая аудитория всегда настроена более критично, чем большая. Следует приглашать слушателей к размышлению, задавая им вопросы. Можно выносить на обсуждение разные предложения.
Особенности работы с аудиторией
При выступлении перед аудиторией нужно соблюдать следующие рекомендации:
- Для убеждения нужно использовать рациональные и логические доводы.
- Парадоксальные аргументы не произведут нужного эффекта.
- Эмоциональные моменты следует применять умеренно и для разрядки атмосферы.
- Приветствуются диалоги.
- Эффективностью отличается двусторонняя аргументация.
Для удержания внимания применяются такие ораторские приемы, как повторы, риторические фигуры, вопросы и обращения. Вместо абстрактных рассуждений рекомендуется применять конкретные доводы.
Правильный подход и постоянный самоконтроль позволят удержать внимание аудитории и не пуститься в ненужные дискуссии.