Речь – это подготовленное, продуманное, намеренное выступление, автор которого ставит перед собой конкретную цель. В зависимости от этого выделяют несколько типов публичного сообщения:
— Информационные. Под эту категорию подпадают доклад, университетская лекция, поясняющий монолог учителя, ответ ученика, рассказ о чем-либо, инструкция, анонс предстоящего события.
Рекомендации:
- пользуйтесь проверенными фактами, грамотно аргументируйте;
- избегайте спорных и недоказанных версий;
- опирайтесь на интересы аудитории;
- отталкивайтесь от старого и ведите присутствующих к новому;
- рационально излагайте материал;
- указывайте причины и следствия.
Информационная речь должна объяснять, описывать или повествовать.
— Протокольно-этикетные. К этому типу можно отнести вступительное слово перед конференцией, так называемое «похвальное слово» с перечислением чьих-либо заслуг и регалий, официальное поздравление или тост во время юбилея, речь во время похорон.
Здесь же выделяют приветственную речь. К ней прибегают в случае открытия какого-либо мероприятия, которую собрало определенную аудиторию. Оратор должен сказать приветственные слова, и если есть докладчик, то представить его. В конце встречи задача модератора состоит в том, чтобы сказать докладчику «спасибо», при этом обосновав общее чувство благодарности. После этого он должен попрощаться со всеми собравшимися.
Рекомендации:
- будьте кратким;
- эмоции нужны, но в меру;
- опирайтесь только на однозначные утверждения;
- вам нужно добиться лишь одобрения и больше никакой другой реакции;
- не пользуйтесь подсказками.
— Развлекательное. Сюда можно отнести байки, анекдоты, истории из жизни, свадебные и прочие тосты.
Рекомендации:
- никого не задевайте, не оскорбляйте, не высмеивайте;
- включайте самоиронию.
— Убеждающее. Оратор должен показать правильность своей позиции или изменить мнение зала на определенную тему. К таковым относят рекламные, агитационные, предвыборные выступления, политические и научные диспуты.
Рекомендации:
- будьте кратким и тратьте на выступление не больше трех минут;
- не перенасыщайте речь своими эмоциями;
- затрагивайте наиболее сильные чувства слушателя – ненависть, гнев, несогласие;
- речь не должна быть навязчивой;
- руководствуйтесь принципом, что при убеждении эффективнее действуют психологические доводы, чем логические.
— Побуждающее. Оратор должен обосновать необходимость тех или иных действий. Очень близко по смыслу с предыдущим типом.
Рекомендации:
- слушателю необходимо дать всю информацию для принятия решения, не должно быть туманных и расплывчатых заявлений;
- ожидаемая реакция аудитории – согласие;
- учитывайте возможности присутствующих;
- в завершении выступления должен прозвучать призыв.
При этом побуждать к действию можно как прямо, так и косвенно. Действие может быть совершено когда-нибудь или тотчас.
Естественно, одна речь может преследовать несколько целей. При диффузии вышеуказанных типов появляются следующие комбинации: информационно-убеждающая, информационно-развлекательная, информационно-этикетная и др.
При этом следует рассматривать такие виды красноречия:
- социально-политическое (митинги, агитация);
- социально-бытовое (поминальная речь, застольная речь, похвальная речь);
- академическое (научное сообщение, научный доклад, лекции);
- судебное (защитительная речь, обвинительная речь, выступление в свое оправдание);
богословско-церковное (общая молитва, проповедь).